Переведи страницу на свой язык

пятница, 23 июля 2010 г.

«Стопами Апостола»

Главы из книги Игошина Ивана Ивановича (выборочно)
Проект «Стопами Апостола»

В 2007 году отмечается 375-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и 210-летие со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениамино-ва). Особую роль в процессе освоения северо-восточной Азии сыграла православная церковь. Православные миссионеры способствовали распространению грамоты среди местного населения, и его просвещению, изучению культуры народов Якутии. Православная церковь Якутии имеет богатую историю, и традиции, однако они до конца не изучены.

В Томпонском районе сохранилась старая часовня на тракте Якутск –Верхоянск – Средне-колымск - Анадырь, восстановление которой и включение в список памятников истории и культу-ры Якутии восполнит существующий пробел в изучении истории православия республики. В спи-ске памятников Томпонского района её нет (см книгу «Памятники истории и культуры Якутской АССР), но она существует (см. фото сделанное с вертолета приблизительно в 1970гг.). По расска-зам ветеранов – оленеводов, недалеко от часовни был домик, в котором жил священник, затем в ней некоторое время работала двухлетняя школа. Пропаганда атеизма и гонение на церковь стерли историческую память о православных традициях у целых поколений северян
Экспедиция посвящается деятельности великих миссионеров России:
Святителя Иннокентия, епископа Камчатского, Курильского и
Алеутского и первого Епископа якутской Епархии преосвященного Дионисия. Через великие ис-пытания, десятилетия трудов прошли они вместе и оставили о себе благодарную вечную память на бескрайних просторах Якутии, Аляски, Камчатки и Дальнего востока
Маршрут экспедиции проходит по следам первопроходцев – исследователей края. Историк Бахрушин считал, что первым сухопутной дорогой пользовался служилый человек – Селиван Ха-ритонов, «…который в 1635 -36 гг. по распоряжению Ивана Галкина ходил «зимним путем на ко-нях» в новое место на новую реку Яну». Однако, кроме Бахрушина больше никто не обратился к этому факту. В исторической литературе широкое освещение получил поход енисейского казака Постника Иванова Губаря, вышедшего со своим отрядом в составе 30 человек с Якутского Лен-ского острога 21 апреля 1638г, прошедшего Верхоянский хребет в долину реки Яны и затем через верховье реки Туостах на Индигирку. Историк – архивист Александр Калашников считает, что в исторической литературе неправильно указана фамилия землепроходца: пишут Постник или Ива-нов. На самом деле Постник – имя, Иванов – отчество, а фамилия-Губарь.
Они были первыми, за ними прошли большие отряды исследователей и промышленников. Здесь проходил рядовым казаком Семен Дежнев, по этой тропе доставлялся богатый ясак импера-тору России, по нему же доставлялась государева почта. Здесь же прошли первые политические ссыльные, например, президент Комерц – коллегии (министр финансов) Генрих Фик, один из под-вижников Петра 1, он отбывал ссылку в Зашиверске 1732году. В 1742 году отправлен в ссылку в Ярмонг другой вельможа – вице-канцлер Головкин. Движимая любовью к мужу, графиня Екате-рина Головкина отправились в ссылку с ним добровольно. После 14 лет ссылки Михаил Головкин умер, ей разрешили вернуться, и она совершила тяжелый, полный опасности длинный и долгий путь обратно вместе с телом мужа, залитым воском в гробу, чтобы его похоронить в Москве. Ека-терина Головкина явилась предшественницей жён декабристов, добровольно последовавших за мужьями в Сибирь.
Теперь, когда мы выяснили, чьи же отряды русских прошли по интересующему нас мар-шруту, попытаемся выяснить, когда и в связи, с чем была поставлена часовня на расстоянии днев-ного перехода от высшей точки перевала на этом пути.
Из книги «Памяти Дионисия, Епископа Якутскаго и Вилюйскаго, а затем Уфимскаго и Мензелинскаго» 1902 года издания, выясняется следующая картина - первый Епископ самостоя-тельной Якутской епархии преосвященный Дионисий (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) по указу святейшего синода, после окончания Рязанской духовной семинарии, направлен в Иркутск для миссионерского служения среди северных народов 29 мая 1841 года. После 4,5 месяцев путе-шествия прибыл в Якутск. 3 июня благословляя его, преосвященный Иннокентий сказал ему: «За-клинаю тебя Богом  употребить все твои силы и старания на перевод священных книг на местный язык». Выполняя наказ, ему пришлось объехать весь северный край, включая Чукотку.                                                                                              
Так как среди местных жителей, проводящих кочевую жизнь, постоянных церквей строить было невозможно, 15 августа 1844 года был утвержден проект Николаевской походной церкви. Ему было предложено принять на себя служение в этой походной церкви, он согласился и каждый год совершал путь до 10000 верст, посещая почти все приходы Верхоянского и Колымского окру-га, а также отдаленнейшие места Якутского округа: Оймяконский край, Аллах-Юньский (по Охот-скому тракту), Нелькан по Аянскому тракту, Учур и Тимтон. Разъезды эти соединены с неимовер-ными трудностями. Вот как он описывает второй поход через Верхоянский хребет – это была Чу-котская миссия.
«Из Якутска отправился 1 ноября 1868 года, 2 ноября совершил Божественную литургию в Усть-Сольской Николаевской церкви, в 20 верстах от города. 3 числа того же месяца в Борогон-ской Вознесенской церкви, что в ста верстах от предыдущей. 4-го в Дюпсинской Троицкой церк-ви, что в семидесяти верстах от Борогонской. 5 ноября проехал верст 50 и остановился у послед-них жителей, чтобы снарядиться в дальнейший путь. Потому что отсюда на пространстве более 400 верст жителей не будет, и ночевать доведется в пустой нетопленой поварне. Страшно вообра-зить себе ночлег при 40 градусах мороза в холодной избе. Более 2000 верст должны ехать на од-них и тех же лошадях, которые с каждым днем должны были более и более слабеть, потому что на ночевьях им не было заготовлено ни корму, ни приюта; они сами должны откапывать засохшую траву из - под снега. 9 ноября выехали в путь…
…15 ноября мы поднялись с ночлега раннее обыкновенного, потому что на пути ожидала нас страшная преграда - это Верхоянский хребет, разделяющий воды Ленские от вод Янских. Вы-сота хребта этого в том месте, где пролегает дорога, достигает до 4900 футов. Подъем на гору и спуск с оной, около 10 верст, и переход через этот хребет не иначе совершается, как пешком. Кое - как взошёл я на вершину хребта, но от усталости более не мог идти ни шагу. На хребте дул страш-ный ветер, а теплая одежда моя осталась под горой при лошадях. Несмотря на крайнюю усталость, я вынужден был и по другому склону спуститься пешком. Поздно вечером мы прибыли в Кен – Уряхскую поварню, которая, к счастью нашему, была теплая, потому что сюда посланы были к нам на встречу с гор Верхоянска проводники и подводы. Около 11 часов ночи собрались ко мне все мои спутники, всех легче перешли исполинский хребет мальчики – певчие».
Ямское подворье


Как видим, в описываемое время священники остановились в Кен-Уряхской поварне, не о какой часовне нет и речи. Вопрос строительства и освещения часовни пока остаётся открытым. Участникам экспедиции предстоит обнаружить и исследовать место расположения следующих почтовых станций: Тансинской, Бердекельской, Икюс-Келей, Кен-Уряхской, Тырых и Рея и двух поварен: Мелькасинской и Сись-Анна.
Маршрут интересен ещё и тем, что проходит вдоль реки Тукулан, через тукуланы – песча-ные бугры, голые, не заросшие растительностью пески.

Комментариев нет: