Переведи страницу на свой язык

среда, 30 июня 2010 г.

Тихоокеанские окна России

Краткая история Сунтарской церкви.

Названа по имени жившего здесь тунгуса Сунтара. Отец Василий нашел клад в 1760 году - 5 кожа-ных мешков по 3 пуда весом с серебряными монетами. На эти деньги построили церковь.
Сноска: В прежнее время состоятельные якуты действительно имели обычай тайно от всех, даже от ближайших своих родственников, зарывать деньги в землю, как в более безопасное хранилище. Скрывая тщательно от всех свои деньги, состоятельные якуты иногда перед своей смертью открывали эту тайну под величайшим секретом своим близким и любимым преемникам, но иногда и большей частью, они, никому не открыв, ее умирали. В последнем случае деньги их так и оставались зарытыми в земле и разве случайно их находили.
Возможность скопления в одних руках такого количества серебра объясняется тем, что в описывае-мое время в Вилюйском округе жителей было не так много, а вся местность изобиловала разными пушными промыслами, которые скапливались в руках тойонов, сбывались с большой прибылью потом русским куп-цам. Расплата же в то время производилась исключительно серебряной монетой, у якутов под названием «Екатеринской».

К истории освоения Северо-Востока России
Тихоокеанские окна России
Ф.Т.Сафронов Хабаровск 1988г.
Отряды служилых людей снаряжались царскими властями с наказом «привезти новых землиц, лю-дей под государеву цареву руку в прямое холопство навеки неотступно». Причем это следовало сделать «ласкою и приветом, а не жесточью», и только если уговоры не достигнут цели (никоторыми мерами непо-слушников уговорить будет немочно), разрешалось тех непослушников «смирить войною». В эти же места устремлялись в поисках лучшей доли, задавленное, крепостническим гнетом, крестьянство центральной России и Поморья, торговцы и промышленники.


Эти два потока – правительственные и народные колонизации продвигались «встреч солнцу» и «дальние» неслыханные земли открывались одна за другой.
Первопроходцы не шли по незнакомой местности вслепую, наугад, им помогало в продвижении местное население. Землепроходцы подробно расспрашивали «лучших улусных мужиков» или просто све-дущих людей о крае. Брали с собой проводников «вожей», были и добровольцы.В путь брали «государев наряд» – порох, пищали, свинец, котлы, топоры, наручники, посуду, сети, невода. Первым европейцем, дос-тигшим Тихого океана со своей экспедицией, был русский казак Иван Юрьевич Москвитин.
…русские казаки и промышленники ходили по якутской земле с 1620 года. Отряд Антона Добрын-ского посетил устье Алдана в 1630 году. В 1633 году собирал ясак Степан Корытов . Этот украинец был отпущен с отрядом из Мангазеи в 1632 году.
31 января 1636 года атаман Дмитрий Иванович Копылов получил наказную память томских воевод о сыскании пути во главе 50 казаков восточнее Лены, где никто не бывал. В 1637 году отряд, преодолевая сопротивление якутов и тунгусов в 100 верстах выше устья Алдана поставил Бутальское зимовье.
Весной 1638г. в устье р. Мая после 3-х дневного столкновения, казаки заставили платить ясак местных якутов и тунгусов. В 1638 и 1639 году они привели к шерти (присяге) новые роды иноверцев, некоторые без их со-противления.
От алданских тунгусов Копылов получил сведения о богатой земле около большой воды «Ламы». Летом 1639 года он послал на Большое Море-океан (по тунгуски Ламу) отряд из 20 томских и 11 краснояр-ских казаков, во главе поставил Ивана Москвитина.
От Бутальского зимовья отряд Москвитина плыл до устья р. Маи 8 суток, поднимался по Мае 7 не-дель, затем «малою речкою» до прямого волоку в «стружках» - 6 дней, волоком шли один день и по верхо-вью реки Улья, по ней плыл 8 суток, затем «зделав лодью» плыл по ней 5 суток. Путь очень тяжелый, пита-лись, как писали сами «деревом, корою и кореньями». Тут же на берегу моря поставили в 1639г. Усть-Ульинский острожок – первое русское поселение на тихоокеанском побережье. Там провели 2 года, собирая ясак и сведения о крае, плавали до р.Охоты (3суток). Для походов по морю они построили два крупных ко-ча, по 17 метров длинной. В апреле, когда постройки судов закончились, на них напали тунгусы Килярского и Горбиканского родов, как писали казаки, числом до 900 человек. Во время боя казаки пленили 7 человек, среди них был князец хорошо знавший побережье. Он первый сообщил о дороге до Амура и островах. Заин-тересовавшись сведениями, в 1640 году отправились на своих кочах на юг, шли на расстоянии 2-3 км. от берега, и как считает историк Полевой, побывали не только в Амурском заливе, но и на островах Уду, Лангр, Хагемир, Сахалин. Пройдя более 1000км. отряд вернулся к устью реки Алдомы, перезимовав вышли на р.Уй, потом р.Мая, Алдан, Лена, вернулись в Якутск летом 1641 года.
Отряд Москвитина завершил движение русских «встреч солнца», сумевших за 60 лет проложить путь от Урала до Тихого океана. «Роспись реками и имяна людям, на которой реке которые живут», Моск-витина - важнейший вклад в науку.
После Москвитина в 1642 году был отряд Михаила Васильевича Стадухина. Поставив зимовье на р. Оймякон, они совершили поход на р. Охоту (18 казаков и 20 якутов) прошли по горам на конях, о чем рас-сказывал служилый человек Андрей Горелый. Затем был отряд Пояркова (130чел), из них вернулись около 50.
Они поднимались по Алдану до Учура, вернулись по Мае и Алдану в 1646 году. Летом 1646 года по этому же пути прошел отряд казачьего десятника Семена Андреевича Шелковникова (40чел.). В устье Ульи встретили 17 казаков оставленных Москвитиным для сбора ясака. После отдыха объединенный отряд на кочах Москвитина поднялся к устью р.Охоты, там поставили зимовье. Шелковников был убит в стычке с тунгусами, так возник в 1647 году Охотский острог.
С Охотским трактом связана история открытия Камчатки, «конца и края сибирской земли» - первые сведения о которых очень смутные, получили Семен Дежнев и его товарищи 1654 году на Анадыре. Более полные сведения доставил казак Иван Иванович Камчатый, с 1642 года служивший на Колыме. В 1657 году он ходил с отрядом Чукичева Федора Алексеевича в район Омолона, Гижиги. В 1664- 1667году в верховье р. Камчатки были казаки Анадырьского острога десятника Рубец Ивана Меркурьевича.
1669 года знаток Гижиги и Пенжины Иван Ермолин назначен начальником отряда по исследова-нию Камчатки, но весь его отряд погиб летом от голода на р. Омолоне, притоке Колымы. Через 20 лет была осуществлена еще одна попытка на кочах с 12 казаками и 18 промышленниками под началом Василия Фе-доровича Кузнецова, от устья Анадыря, но кочи разбились в шторм.
В 1693г. до устья Пенжины доходил анадырьский приказчик Михаил Зиновьевич Многогрешный (племянник сосланного гетмана Украины).
Затем были отряды Старицына и Атласова. К Охотскому острогу вьючная тропа была проложена казаками. От Якутска она проходила через реку Сола, озера Тюнгюлю и Чурапча. Затем сворачивала на юг и вдоль речек Лебегене и Татта шла к Амгинской переправе, затем через р.Ноху к Бельской переправе на р.Алдан. Оттуда по лесным горам и каменистым берегам рек к Юдомскому Кресту, по р. Урак, и с ее ни-зовьев в низовье р.Охоты, вблизи был Охотский острог. Весь этот путь преодолевался в 17 веке за 1-2 меся-ца. Водный путь через Алдан - Маю был более длинным.
Дорога на Камчатку была более длинной кружной, т.к. вначале не было морского сообщения между полуостровом и Охотском. Дорога шла приполярными местами. Якутск – Алданский перевоз, через Верхо-янский хребет к Верхоянскому зимовью, а оттуда на восток вдоль р.Туостах, через хребет Тас – Хаяхтах. Индигирку переходили у Зашиверска, спускались по ней вниз до Уяндийского зимовья, далее пересекали Алазею, у одноименного зимовья, доходили до Среднеколымска и спускались вниз до Нижнеколымского острога, далее по Большому Анюю приходили в Анадырьский острог, далее в Пенжинскую губу, затем мо-рем или по суше. Эта дорога была доступна обычно зимой и занимала полгода. Почти весь путь по безлюд-ным местам. В такой путь пускались «по великой нужде». С.П.Крашенинников писал: «Скарб, амуницию и потребное к пропитанию, важивали на нартах через знатное расстояние, самыми дикими, пустыми и многим ужасным вьюгам подверженными местами, от которых по несколько времени обыкновенно стоят на одном месте, в таком случае не можно не изойти припасам прежде времени. Тогда сыромятным сумам, ремням, обуви, особливо же подошвам расход бывает. Поверить почти невозможно, чтоб человек дорожный мог снести голод через 10 или 11 дней, однако в тех местах никто тому не удивляется, ибо редкой бывалой в той стороне путь свой без оной нужды оканчивал». На этом пути только в 1703-1715гг. погибло около 200 слу-жилых людей. Первые 22 семьи переселенцев Камчатки были в 1741 году. Семьям переселенцев давали по быку и корове, 2 года бесплатно хлеба, переезд в сопровождении служилых людей. Большая часть стада при перегонке погибала. Всего крупного рогатого скота на Камчатке было 1700 голов, лошадей 400.
Путь на Колыму Анадырь и Камчатку конечно же был очень труден, вот что писал по этому поводу Бестужев – Марлинский: «Мы дивились, бывало, на какие опасности и лишения обрекает себя купец, пробе-гающий на верблюде знойные степи Африки и Аравии, готовые взволноваться и поглотить дерзкого в океа-не песков. Разбойники грозят разорением и рабством, удушающие ветры дышат на него смертью… Это пу-тешествие его довольно быстро и выгоды с излишком окупают все страхи и убытки. Посмотрите же теперь на своего соотечественника, который из 10 % ежегодно проезжает дважды 3000 верст, от Якутска до Колы-мы и обратно, в сорокаградусные морозы, по дремучим лесам и тундрам неизмеримым, не видя человече-ского лица, не преклоняя головы под кров в течение трех месяцев, в беспрестанной опасности быть заметену вьюгою по пути или стать жертвою диких зверей на ночлеге, или, что ещё хуже всего, потеряв коней от не-достатка подснежного корма, погрестись заживо в безбрежной пустыне. Тихо, один за другим, нога за ногу, тянутся утомленные кони под семипудовыми вьюками. Тяжело ступают они по сугробам, на которых видны только следы звериные, только струи вчерашней метели. Странники, закутавшись в дохи или шубы, в ог-ромных шапках шерстью вверх, называемых чабаками, и в оленьих унтах чуть не по пояс, в наличниках и ошейниках, неподвижно сидят на высоких якутских седлах. Все безмолвны.
Воздух мрачен и густ, караван идет сквозь осязаемые туманы, и они медленно, сонно, будто нехотя, задвигают следом, прорванную и долго видимую в воздухе стезю. Солнце запало и с ним исчезает очарова-ние; снова стелется мертвое поле под саваном снега, снова чахлые кустарники стоят кругом, отягчены ине-ем. Не видать не птички, не слышно никакого голоса – это что - то страшнее могилы. Сама смерть связана с мыслью о жизни, а здесь она не дышала.
Слава Богу, приехали! Понемногу, треща, разгорается огонек, и купцы ложатся кругом на полостях, в ожидании чая и ужина. Одежда всех белеет пылью морозной; хвосты и наличники оледенели; их снимают для просушки. Они дышат свободно и дыхание, шипя, летит инеем. Они говорят - и движенья звуков видны в воздухе. Много проходит времени, пока натают снега, пока отойдёт оледеневший хлеб и сварится пища. Ложась спать необходимо, раздеться до рубашки, чтобы просушить шубы перед огнем, проникнутые испа-рениями; можете вообразить себе, как приятен подобный туалет на ветру и морозе. Нередко ночью подни-мется буран и заносит снежными сугробами лошадей и путников. Случается оставаться в таком положении дня по два и потом столько же для поправки отощавших лошадей. Утром снова пускаются в путь при блеске северного сияния, которое то рассыпается по небу снопами ракет, то восходит радугами, то стоит светлыми столбами. Так утомителен и однообразен весь переезд, одна скука, одно болезненное ощущение доказывает человеку, что он ещё жив; ум и сердце в онемении.
…Я довел вас до Колымы, друзья мои, надобно ж там оглядеться. Наружность сих, так называемых городов, весьма не привлекательна: несколько десятков домов, разбросанных по плоскому берегу, у которых нет ни дворов, ни пристроек, потому что нет ни животных, ни хозяйства; небольшая деревянная церковь, такой же магазин для хлеба, соли, да там и сям юрты – вот и всё…
Я описал вам скучный ход каравана к Северу; взглянем мимоходом на многочисленные караваны с востока, в Охотский порт – это прогулка по сравнению с первым! Казенный провиант и снаряды для Охот-ска, Гижиги, Камчатки, вещи и продовольствие Американской компании, отправляемые отчасти и на Сетху, наконец, купеческие товары и мука, масло, водка, все это вместе требует более 20000 лошадей и отправля-ется почти одновременно. Вьюки вывозятся на быках на хребет Алдана ещё по снежным пластам и потом, когда покажется трава, кладутся на коней. Горы тогда оглашаются песнями погонщиков; караваны тянутся один за другим».
К вопросу о мореходстве между Охотском и Камчаткой привлечено внимание морского правитель-ства. 17.03.1710г. Сибирский губернатор Гагарин предписал якутскому воеводе Трансуринчу «проведать через море путь на Камчатку».
В 1711 году охотский приказчик Петр Губор предпринял попытку, но его бот не имел даже компаса, поэтому он достиг только устья р.Сиглана. Весть об этом дошла до Москвы. В 1713г. Петр 1 издал новый указ об отыскании пути на Камчатку. По его воле В.И. Гагарин предписал якутскому воеводе Ельчину по-слать из Якутска специальную команду во главе с боярским сыном и 12 казаками, но с условием чтоб из Охотска на Камчатку они шли только морем. В Якутске выбор пал на боярского сына Сорокоумова, но он в Охотске делом не занимался, а только пьянствовал и грабил. Тогда Петр 1 послал опытных мореходов и су-достроителей из Архангельска, повеление было исполнено.
В экспедицию назначили мореходов Кондратия Мошкова, Никифора Моисеевича Треска, Ивана Бутина и Якова Васильевича Невейцина, кораблестроителя Кирилла Плотницкого с помощниками Варфо-ломеем Федоровым, Иваном Каргополовым и Андреем Бушем. Им выдали жалованье, кормовые, судовые снасти, порох, свинец, плотницкие инструменты, 600 аршин парусного холста. И приказано под страхом смерти построить в Охотске судно для дальнего плавания, открыть регулярное морское сообщение между Охотском и Камчаткой. Экспедиция прибыла в Якутск 23.05.1714г. к ним присоединяется казак Козьма Со-колов, назначенный ее начальником и 21 служилый человек с пятидесятником Михаилом Кривоносовым.
В Охотск отправились 3 июля. Отряд прошел вводным путем с волоком через Джуг-Джур, нашли бездействующую команду Сорокоумова. Его вместе с командой отправили в Якутск (он умер в 1718г. в якутской тюрьме, а команда послана в Анадырьский острог).
Место выбрали в 75 верстах от реки Кухтуй. Весь 1715г. прошел в работе и в мае следующего 1716 года была спущена на воду «лодия» - прабабушка русского Тихоокеанского флота, назвали ее «Восток». В июле 1716г. судно с 26 казаками вышло на поиски Камчатки с одним только компасом. Зимовали на Кам-чатке, в мае 1717г. снова вышли в Тихий океан, в начале июля прибыли в Охотск. Так был открыт Морской путь и после этого исторического плавания дорога через «заморские реки» Верхоянск, Зашиверск, Средне и Нижне - Колымск была оставлена, и на Камчатку ездили через Охотск.
Этот путь оказался на 1000 верст короче, а морем всего четверо суток. .Штурман Треска остался жить в Охотске и более 20 лет каждый год плавал по Охотскому морю, участвовал во многих экспедициях, в т.ч. Беринга и Шланберга. Его имя по праву стоит в одном ряду с Москвитиным, Поярковым, Стадухиным и Дежневым.

(по материалам собранным Игошиным И.И.)

Комментариев нет: